МАНГУП-2002
 

Рассказ участника

Общее делоГорячее солнце, пыль, вокзал… наконец-то мы в Симферополе! Мы – это группа из Молодежной общественной организации «Общее Дело» из Москвы. Миссия нашей организации – просвещение молодежи на основании традиционных духовных ценностей. Второй год подряд мы в августе приезжаем в Крым на ежегодный Международный молодежный сбор «Мангуп».

В этом году программа немного изменилась. Первые три дня мы провели близ г.Старый Крым в лагере на источнике св.Пантелеимона. Этот палаточный лагерь был организован Объединением Православной Молодежи Крыма (ОПМК), и наши новые крымские друзья с радостью приветствовали нас и приютили. Потом наша группа поехала в Эски-Кермен, где мы провели четыре дня. И еще одну неделю мы отдыхали на море, на мысе Фиолент, который находится недалеко от Севастополя.

 Итак, подробнее… с вокзала нас забрал автобус и мы поехали к месту первого лагеря на источники св.Пантелеимона близ Старого Крыма. По дороге нам провели экскурсию к скале Ак-Кая. Эта скала огромных размеров производила впечатление гигантского гребня волны на фоне тихого, спокойного океана. Потом мы поехали обедать в Белогорск, где испытали радушие местной общины православных христиан, приготовивших обильное местное угощение гостям. Затем мы искупались в Тайганском водохранилище, и лишь к вечеру мы добрались до лагеря. Там уже было установлено много палаток ребятами из ОПМК.

 После сытного ужина мы занялись своими палатками, и после их установки пошли на вечернюю службу. Она проходила совсем рядом, на другой стороне поляны, у часовни над источником среди цветущих кустов, под глубоким ночным южным небом с мириадами ярких звезд, под мирное журчание святой воды. Спокойно и размеренно шла служба. Нам позже рассказали, что не так давно один татарин получил исцеление на этом святом источнике.

После вечерней службы был наш первый вечер у костра, вечер знакомств. И несмотря на всеобщую усталость после длинной дороги, многие из нас нашли силы, чтобы посидеть у костра и попеть песни вместе с энергичными крымчанами. Это, впрочем, прибавило приятных впечатлений, и в первую ночь сон был великолепный. У костра всю ночь сидели дежурные, вокруг лагеря бродили кони, в небе падали звезды, а невдалеке, в часовне читалась посменно неусыпаемая псалтирь. На следующий день по программе у нас состоялась экскурсия к армянскому монастырю Сурб-Хач (Святой Крест), куда мы отправились всем лагерем. Монастырь сохранился очень неплохо: многие кельи уцелели, а храм уже сейчас начал восстанавливаться. Очень увлекательным был путь к самому монастырю: шли мы довольно долго, по полям, лесам, переходили маленькие речушки, даже умудрились немного заблудиться, впрочем, потеряли мы минут десять, и то, из-за того, что кто-то начал трясти яблоню и все бросились собирать яблоки. Вернулись в лагерь мы как раз к обеду, и после него небольшой группой пошли гулять в близлежащий Старый Крым. Там мы посетили руины храма, восстанавливающуюся часовню и старинную мечеть. Вечером была предпраздничная служба, а на следующий день мы участвовали в крестном ходу по случаю праздника Св.Пантелеимона. Потом батюшки отслужили праздничную Литургию, после нее был обед, прощание с лагерем и отъезд группы «Общего Дела» к месту расположения уже нашего лагеря у Эски-Кермена. Вместе с нашей группой ОД в Эски-Кермен также поехал глава ОПМК, Вячеслав Харченко, который мужественно возглавлял наши походы по пещерным монастырям и храмам Горного Крыма в течение первых двух дней. По дороге на Эски-Кермен мы останавливились в Симферополе и заходили в Свято-Троицкий собор, где находятся мощи святителя Луки (Воино-Ясенецкого). Ближе к вечеру наш автобус подъехал к Эски-Кермену. Мы поужинали, установили палатки и развели костер. Теперь нас было меньше, но мы были вместе, и это главное! Первый этап нашего путешествия завершился и начался второй: Мангупский Сбор.

 На первый день после переезда, позавтракав и прочитав утренние молитвы, мы отправились в пещерный монастырь Шулдан. Сам монастырь расположен в искусственных пещерах горы Шулдан («Отдающий эхо»); он занимает меньшую площадь, чем соседний Челтер-Мармара, который мы посетили в последний день нашего пребывания в горах. Исследователи предлагают две даты их основания: VIII – IX вв. и X – XII вв. Из всех пещерных сооружений наиболее примечателен в Шулдане храм с остатками фресок XII – XIII вв. Из монастыря открывается редкий по красоте вид на долину и Балаклавскую крепость. Действующими оба монастыря оставались, вероятно, до конца XV – начала XVI вв. К Шулдану мы шли часа полтора, сначала полем, затем по лесу и по скалам. Наверху в монастыре мы все вместе прочитали благодарственный акафист «Слава Богу за все», который был особенно близок к той обстановке - величие и красота творения простирались перед нами. Здесь мы и сделали основное фото нашей группы. Затем, поскольку время уже было к обеду, двинулись обратно к лагерю. Пообедав, мы пошли на озеро купаться, а кто-то даже успел сходить в пещерный храм Донаторов, который находился ближе всего к нашему лагерю. Вечером, как всегда, было время на отдых и личные занятия, ужин, вечерние молитвы и песни у костра. ХХХ

 На второй день по программе был запланирован поход на Эски-Кермен («Старая крепость»). Эски-Кермен представлял собой мощную оборонительную крепость VI-VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику. Одновременно он был крупным центром торговли и ремесла, занимал выгодное местоположение. После антихазарского восстания 787 г., возглавленного святителем Иоанном Готским, и его подавления, оборонительные сооружения Эски-Кермена были разрушены, но жизнь там не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый город. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как церкви, часовни, усыпальницы, кладовые, стойла для скота. Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. Ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. О былом величии города нам напомнили руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400. Очень интересны нам показались храмы: Трех всадников, Успения Пресвятой Богородицы и «Судилище». Поскольку поход на Эски-Кермен занял у нас только половину дня, то после обеда и небольшого отдыха, все желающие смогли прослушать лекцию по религиоведению, которую провел Антон Одайский, который собственно и был организатором нашей поездки. После лекции мы успели сходить на озеро, и наш день завершился как обычно, за исключением того, что все постарались лечь спать пораньше, поскольку на следующий день нам предстоял самый ответственный, самый сложный поход на вершину горы с гордым названием Мангуп.

 Эта гора (около 600 м над уровнем моря) с трех сторон окружена живописными долинами: Каралезской, Джан-Дере, Ай-Тодорской; северный склон прорезан глубокими оврагами, образующими четыре мыса: Дырявый мыс (Тышкли-Бурун), Ветренный мыс (Элли-Бурун), мыс Вызова Иудеев (Чуфут-Чеорган-Бурун), Сосновый мыс (Чамны-Бурун).В VI в. на плато горы Мангуп, как и в некоторых других точках юго-западного Крыма, была основана византийская крепость, охранявшая подступы к Херсонесу, ставшая в XIV-XV вв. столицей православного княжества Феодоро; в 1475 г. Мангуп был захвачен турками, владевшими им до присоединения Крыма к России. Ныне Мангуп-Кале - один из наиболее ярких памятников крымского средневековья. Среди сохранившихся на его плато и склонах наземных и пещерных построек особый интерес представляют христианские храмы и монастыри. Добирались мы до Мангупа довольно долго: сначала час по автодороге, потом сорок минут тяжелого подъема в гору и еще минут 30 до монастыря, сначала вверх, потом вниз. Мы начали подъем по тропе между мысом Вызова Иудеев и Сосновым, а в конце пути дошли до самого крайнего, Дырявого. Погода была дождливая и ветреная, причем только этот единственный день, все остальные дни были солнечные и жаркие. С одной стороны, это было к лучшему – не так жарко подниматься, но дождь, прошедший ночью был очень сильным, и размокшая глина всю дорогу липла нам на ботинки, затормаживая наш подъем. Как только мы достигли высшей точки подъема, нашим глазам открылась необыкновенная картина: это были руины древней базилики огромных размеров. Налюбовавшись на нее, мы продолжили путь к Южному монастырю. Познакомившись с этим удивительным монастырем и его насельниками, мы пообедали пайками, взятыми из лагеря. Нас там приняли радушно и угостили чаем, тут же на костре приготовленном. И затем отправились дальше, к мысу Дырявому. Он имеет такое название из-за дырки в скале, которую очень хорошо видно издалека. Там тоже находились какие-то хозяйственные помещения и цитадель, но самое мощное впечатление производили виды, открывавшиеся с такой огромной высоты. Наблюдая всю эту красоту, хотелось остаться там навсегда, и мы так завидовали археологам, которые жили там, хотя бы во время летней экспедиций. Хотя мы были утомлены долгой дорогой на Мангуп, обратный путь был легче; он омрачался лишь чувством расставания с Мангупом, горой, которую кто-то увидел в первый раз, кто-то навещает ее во второй раз, но, и для первых, и для последних, она становится настолько родной, так тянет к себе, что нет сил не приехать сюда еще раз, не увидеть этих просторов, не вдохнуть этого вкуса свободы, не коснуться древних народов, чисто и свято хранивших свою веру на протяжении многих веков. Вечер после Мангупа был очень активный: все делились впечатлениями, мечтами, царила атмосфера всеобщей радости и одухотворенности.

 В последний день мы посетили еще один пещерный храм Челтер-Марамара. Монастырь высечен в обрывах горы Челтер-Кая (“Решетчатая скала”), ограничивающей с севера Шульскую долину. Эпитет “Мармара” (Мраморная) происходит от названия средневековой деревни, развалины которой расположены на склонах. Высеченные в скале монастырские пещеры расположены в пять ярусов: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, а также большой пещерный храм с колоннадой. Эта последняя прогулка тоже была потрясающей, с лазаньем по горам, собираньем грибов и ягод. Вернувшись в лагерь мы начали усиленно готовиться к отъезду. Некоторые даже успели покататься на конях из казачьего хозяйства, находящегося неподалеку. После обеда за нами приехал автобус, и мы отправились на море, отдыхать…! Немного было жаль уезжать, но желание поскорее окунуться в море гасило чувство сожаления. Мы сели в автобус и стали пытаться вспомнить, когда же мы приехали сюда, где мы побывали за все это время. Оказалось, что мало кто осознавал, какое сегодня число, когда мы приехали в Крым, и сколько всего интересного узнали за все эти дни. Вихрь прошедших дней пронесся по нашим головам, унес и перемешал все, происшедшее не только за последние дни, но и пожалуй, изменил восприятие всей жизни. Много новых впечатлений ждало нас на мысе Фиолент, где мы отдыхали еще неделю. Конечно же, мы не валялись на пляже целыми днями, мы ездили на экскурсии в ближайшие города, ходили на службы… и это все слилось в одни общие впечатления о Крыме, о дружбе, о вере; это те самые впечатления, которые не забываются и делают человека чище, светлее и ближе к тому самому спасительному берегу…

Юлия Новикова